вторник, 16 июня 2020 г.

Новинки литературы


Акция #ОкнаРоссии

Центральная городская библиотека им. В. П. Рыкова приняла участие во всероссийской акции «Окна России», приуроченной ко Дню России.

Онлайн-челлендж «Русские рифмы»

Участники литературного клуба «Киммерия» (руководитель Галина Дыбач) приняли участие во Всероссийском онлайн-челлендже «Русские рифмы».





КРЫМСКОЕ ГЕОПОЭТИЧЕСКОЕ СОБРАН

Дорогие читатели! Мы ранее публиковали информацию о заочной презентации дилогии о крымской сонетиане
Публикуем обращение и публикацию автора  с материалами этого Собрания.
Дорогие участники КРЫМСКОГО ГЕОПОЭТИЧЕСКОГО СОБРАНИЯ!
В надежде, что вам интересно узнать, какое произведение получилось в результате нашего совместного творчества, отправляю его вам.    
Касаемо вопроса о полемике между участниками Собрания, мне представляется, что после того, как все получат данную «стенограмму», сложится обстановка для обмена мнениями по сложным вопросам, уже всплывшим в выступлениях участников, и которые ещё могут возникнуть на форуме после рассылки этого коллективного произведения. Но это уже будет другая история…
С глубокой благодарностью к каждому участнику нашего коллективного познавательного действа -- Людмила Корнеева

Рубрика «В объективе». Медиапрезентация «Удивительный мир цветов»


Акция «Моя любимая книга»

Библиотека запускает акцию «Моя любимая книга»

Друзья, наверняка у  каждого из вас есть самая любимая книга, вдохновляющая своим содержанием и окрыляющая по жизни. Поделитесь с нами отзывом о ней, любимой цитатой или каким-нибудь интересным отрывком. Сделайте селфи или оригинальную фотографию с вашей любимой книгой и пришлите ее на наш электронный адрес: libsudak@mail.ru Не важно устройство,  с которого производится съёмка,  и количество фотографий. Важен интерес к акции и ваше участие в ней. Все работы будут публиковаться на нашем сайте. Так же можете загрузить фото в альбом ВК с названием «Моя любимая книга».
 Укажите в письме (либо личном сообщении вк) свои имя, фамилию, адрес электронной почты (для отправки сертификата).  Участвуя в акции, вы даете согласие на размещение фотографии на сайте библиотеки  и в социальных сетях с указанием имени и фамилии автора.
Пять самых оригинальных работ участников получат приз - книгу из серии «Великие умы России». Только одно условие: книгу надо забрать самостоятельно в нашей библиотеке по адресу: г. Судак, ул. Гагарина, 3. Все участники акции получат сертификат в электронном виде.

Акция проводится с целью повысить интерес к чтению и стать ближе к библиотеке.
Подписывайтесь на нас в социальных сетях, делитесь записями,  рассказывайте о нас своим  друзьям. Узнавайте больше  об актуальных конкурсах и акциях. Будьте с нами!
Акция стартует 10 июня и завершится 29 июня. 
Как сказал М. Горький: «Книга - самое мощное орудие дальнейшего развития духовных сил человечества».

«Дети войны. Воспоминания». Ахтем Алиев: «Я собирал хлопок с первого класса»

Судакская центральная городская библиотека им. В.П.Рыкова продолжает серию публикаций по воспоминаниям судакчан, через судьбы которых прошла война и все сложности послевоенного времени.
Ахтем Меметович Алиев известный человек в нашем городе. По профессии агроном, а по призванию художник и поэт. Он поделился с нами и горестными и радостными воспоминаниями детства.
«Мои родители до войны жили в Симферополе. Они поженились в 1939 году. Работали, в семье появились дети.  И мама и папа - участники войны, но не смотря на это нас в 1944 году выселили из Крыма. Мама рожала меня пока мы ехали над Волгой в скотском вагоне. Я родился в 1944 году 21 мая, однако в связи с депортацией родители не могли оформить вовремя свидетельство о моём рождении, потому что нельзя было выходить из села в которое нас привезли. Мои ранние воспоминания – это чувство, что мама плачет. Будучи ещё у неё в животе я слышал гул самолётов и взрывы.
 Я рос в многодетной семье. После войны мы жили очень бедно в одном из посёлков Узбекистана. Часто голодали. Воду брали с речки, колодцев не было. Не было даже чая. Заваривали травы или сушёное волокно со штамба тутовника.
Играли мы с ребятами в «лапту» - били палочкой по мячику. Играли в «городки», «классики», «лянго», прыгали на скакалке. Все приспособления были самодельные, игровое поле рисовали угольком или мелом, чертили палочкой глубинки. Я был непоседливым, всё время падал и раздирал колени.
Лепили из глины разные фигурки: танки, машинки. Праздновали Новый год. Помню Деда Мороза под ёлкой и снегурочку из папье-маше. Ёлку украшали птичками, звёздочками и конфетами из бумаги, ходили друг к другу в гости в масках. Поначалу я побаивался маскарада. Отмечали мы и все военные праздники.
Помню, как мы всей семьёй слушали по радио голос Юрия Левитана, песни Клавдии Шульженко, Леонида Утёсова, Марка Бернеса, Лидии Руслановой. Поначалу я маленький не мог сообразить, что это за коробка такая звуки издаёт, потом понял что это радио. Особенно мне запомнилась песня «Варенька».
Мама дома учила меня читать. В школу, которая находилась в городе Кибрай Ташкентской области я пошёл в 8 лет. Мама сама сшила мне портфель из ткани на лямку через плечо. Помню, мы шли с мамой и я увидел цветущий шиповник во дворе школы, он так мне понравился, что я побежал его обнимать, но накололся о его шипы и стал плакать.
В 1 классе было 40 человек. За одной партой было по 3-4 человека. Я сидел посередине, с двух сторон были девочки, они меня щипали. В школе я начал уже хорошо читать. Из прочитанного в более старших классах помню повесть Аркадия Гайдара «Тимур и его команда», роман советского писателя Николая Островского «Как закалялась сталь». Учили нас также математике, астрономии, физике. Учителей было много. Все - участники боевых действий, многие носили ордена. Мы всегда просили их рассказать про партизан, про войну. Игры на переменах у нас тоже были про войну: кто-то был партизаном, кто-то врагом. Вместо автоматов были палки, мы брали в плен противника и вели допрос.
В школе каждый класс выращивал растения: рассаду помидор, лук, а потом сдавали оптом в колхоз. По моей инициативе на деньги от продажи мы дарили подарки учителям - галстуки, платки, духи.
Однажды нас повезли в Ташкент в Большой театр им. Алишера Навои посмотреть оперу «Евгений Онегин». Это произвело на меня незабываемое впечатление. Мне понравились оперные дуэты Ольги и Татьяны, Ленского и Онегина и всех впечатлила сцена дуэли. Мы подумали, что артист правда умер, когда он вышел на поклон - мы обрадовались и стали аплодировать.
Шли сборы хлопка. Всех гнали на плантации. Я собирал хлопок с 1 класса в мешочки на поясок. 1 кг стоил 1 копейку. Буханка хлеба в то время стоила 11 копеек.  В 5 классе мне дали почётную грамоту, как хорошему работнику и каждый год мне вручали грамоту, потому что я собирал в день до 200 кг. С 6 утра я шёл сразу на поле, пока приходила бригада, я успевал уже собрать 20 кг. Так сам себе я зарабатывал на одежду. Мне купили матросскую форму, туфли, велосипед. Позже меня даже представили к медали за трудовые отличия. Но получить мне её не случилось, в районе меня вычеркнули из списков. После этого я уже не стал собирать хлопок, а занялся спортивной гимнастикой. Кольца, брусья, перекладины, прыжки, вольные упражнения. Занимался я с 12 лет с учителем физкультуры. Через 2 года к нам приехала тренер по гимнастике. Я стал у неё тренироваться и в 10 классе стал чемпионом по спортивной гимнастике в Ташкентской области. В 1964 году поступил в узбекский государственный институт культуры.
Некоторые  мои грамоты сохранились. Писал я и стихи о войне. Но сейчас уже сложно вспомнить.»
Библиотека благодарит Ахтема Меметовича за участие в нашем исследовательском проекте. Желаем здоровья этому удивительному творческому человеку и действительно приятному собеседнику.
                                                                       Библиотекарь ЦГБ им. В.П.Рыкова - Ольга Терехова

Викторина

Приглашаем принять участие в викторине
12 июня - праздничная дата — День России. Это День принятия Декларации о государственном суверенитете России. 
В преддверии праздника представляем виртуальную книжную выставку «Прекрасна ты,моя Россия!». Вниманию читателей  представлены книги об уникальной истории нашей страны, величии русской литературы, издания по истории искусства, а также книги о природных богатствах России.

Акция «Домашние питомцы начинается»

Акция «Домашние питомцы начинается»
Знакомство с породой  йоркширских терьеров

Почему вам не стоит заводить йорка?

Маленькое милейшее существо, которое вы перед собой видите – это йоркширский терьер, и это худшее, что может с вами случиться в жизни (и да, это секрет, никому не говорите, но они действительно являются  не настолько милыми, насколько выглядят).

Эти собаки являются огромной проблемой, так как они воруют абсолютно все – ваши носки, все ваше сердце и так далее. Конечно, йорки возьмут ваши носки всего на несколько минут, чтобы поиграть с ними, и затем вернут их. Но ваше сердце? Они никогда его не отдадут.

Йоркширские терьеры всегда высовывают язык, особенно когда находятся в общественном месте. Как невоспитанно! И они пугают. Эти собаки всегда следят за людьми и находят секретные места, чтобы наблюдать за тем, что происходит вокруг. Кроме того, они даже не понимают того, насколько маленькими являются. Так что эти крошечные создания действительно думают, что защищают вас и ваше имущество.

 Они никогда не оставят вас в покое. А что еще хуже, если йорки видят, что вы грустите и хотите побыть в одиночестве, они бросят абсолютно все, даже самые важные дела, чтобы составить вам компанию и дать вам всю любовь, которая у них имеется.

  И только посмотрите, насколько эти существа устрашающе выглядят, когда спят! И эти крошечные закрытые глазки... Милейшая вещь на земле, но не дайте им себя обмануть.

  Йоркширские терьеры лучше выходят на фотографиях, чем вы. И это большая проблема. Их фотографии получают миллионы лайков в социальных сетях, в то время как ваши снимки обычно собирают лишь пару.

 Еще не передумали?

Вот финальные доводы! Вам нужно еще больше причин не любить йорков? Они слишком любвеобильны. Вы даете им свою приязнь, а они отвечают вам безграничной и бескорыстной любовью.

Составитель и автор фото: Инна Шандро




Акция «Домашние питомцы»

Наши замечательные читатели!  Приглашаем принять участие в акции «Домашние питомцы», посвященную нашим любимым домашним животным.

Сложно представить нашу жизнь без собак, кошек, хомяков, черепах, попугаев, рыбок. Они живут рядом, отдают нам свою привязанность, тепло, ласку, побуждая в наших сердцах благодарность и доброту.  Поражают нас своей преданностью и сообразительностью.
Кто-то заводит домашнего питомца, чтобы не чувствовать одиночество, кто-то чтобы дисциплинировать себя, кто-то для того, чтобы их дети не скучали. А кто-то, может, просто шел по улице, увидел пушистый комочек и забрал его к себе.
Расскажите необычную историю, связанную  с вашим лучшим другом. Ваше первое знакомство с ним. Как часто он выполняют функцию будильника в вашем доме?
Возможно, необходимо знать некоторые особенности породы, которые помогут  в дальнейшем уходе и содержании.
Присылайте ваши самые интересные, полезные, веселые и добрые истории на наш почтовый ящик libsudak@mail.ruИ мы их обязательно опубликуем на нашем сайте. А фотографии станут украшением вашей истории. 
Можете поделиться,  какие книги и публикации из Интернета вам помогают воспитывать вашего питомца.
Отправляя свои материалы, вы даете согласие на их размещение на нашем сайте и в социальных сетях с указанием имени и фамилии.
Укажите свой электронный адрес для отправки электронного сертификата участника акции.

«Первый среди асов: Иван Кожедуб»


Виртуальная выставка «Пушкин и Крым»

Пушкин  и Крым – неразделимы. Жизнь поэта сложилась так, что он побывал в Крыму один-единственный раз. Но интерес к Тавриде всегда жил в душе  Александра Сергеевича. Узнать что-то новое о Крыме помогали ему друзья, история предков, чтение и многое другое. Десятки книг и статей, целые главы солидных монографий  прослеживают пребывание Пушкина в Крыму, скрупулёзно  исследуют крымские темы в его творчестве. Ежегодно 6 июня в День рождения поэта в России отмечается Пушкинский деньПредставляем к этой дате медиапрезентацию «Пушкин и Крым» с подборкой книг из фонда библиотеки о крымской странице жизненного пути Пушкина. Медиапрезентация дополнена картинами написанными художниками о путешествии Пушкина по Крыму и цитатами из стихотворений самого Александра Сергеевича.

Лина Генриховна Квапель

К 110-летию со дня рождения
Квапель  Лина Генриховна - Герой Социалистического  труда - родилась  8 июня 1910 года в городе Керчь в эстонской семье.   После Великой Отечественной войны трудилась в совхозе «Судак» Судакского  района...

Акция «Я вдохновенно Пушкина читаю….»

Участники акции «Я вдохновенно Пушкина читаю….», посвященной дню рождения великого русского поэта А.С.Пушкина..


1.      Османова Диана Эльдаровна, 10 лет,  4-А класс МБОУ «Дачновская СОШ» городского округа Судак

2.      Попова Екатерина Викторовна 10 лет

3.      Ф.И.О участника: Почтарева  Екатерина  Владимировна
  11 лет

Представляем вашему вниманию виртуальную выставку «Мой солнечный город - родная столица!»...


Рубрика «Книжная графика»

«Бахчисарайский фонтан» в иллюстрациях Вардгеса Суренянца.
В рубрике «Книжная графика» - подборка иллюстраций Вардгеса Суренянца к поэме Александра Пушкина «Бахчисарайский фонтан», уникальное факсимильное воспроизведение издания 1899 года из фонда библиотеки. 
Вардгес Суренянц (1860 – 1921) - выдающийся армянский художник. С Крымом много раз соприкасались его жизнь и творчество. Семилетним мальчиком он впервые попал сюда и однажды со своим дальним родственником, прославленным маринистом Иваном Айвазовским, посетил Бахчисарай. Результатом этой поездки стал рисунок «Фонтана слёз», с которого и начался творческий путь Суренянца.
К этой же теме художник вернулся много лет спустя, когда сделал большую сюиту рисунков по мотивам поэмы «Бахчисарайский фонтан». Иллюстрации Вардгеса Суренянца по сей день сохраняют ценность не только художественную, но и историко-этнографическую: ведь материалы для своих рисунков он находил прямо в Бахчисарае, где три года изучал «место действия» пушкинской поэмы. Иллюстрации Суренянца хранят сюрприз: на рисунках можно увидеть «Фонтан слёз» действующим. Он изливает со своих чаш ниспадающие, печальные струи – как бы в память и ханской любви, и вдохновения русского поэта, и творчества армянского художника.

Проект «Киностраницы»

Настало время «Весёлых историй».

Продолжаем серию публикаций о фильмах, снятых на основе художественных произведений. В этот раз поднимем тему экранизации детской литературы. Почему важно создавать детское кино – расскажем на примере фильма «Весёлые истории», снятого в Крыму по произведениям Виктора Драгунского «Денискины рассказы».


Фильм захватывает с первых минут просмотра. Как и книга Драгунского, «Весёлые истории» учат добру, фильм объективно передаёт атмосферу детства. Дети как будто и не играют ничего, а проживают свою роль на уровне взрослых актёров, без зажимов, легко, естественно, с непосредственными оценками и искренним смехом. В их истории веришь, им сопереживаешь, и так хочется вовлечься в эти игры с неуёмной Денискиной фантазией.

Одна из историй о Дениске и его друзьях происходит в приморском посёлке. Эта часть фильма и снималась в Крыму. Дом дяди Бори, где Дениска прятал каждый раз новую собаку с уверенностью, что это его Капка, располагается в западной части пляжа, в начале Голицынской тропы. Съёмки проходили в центре Нового Света, а в эпизодах мы видим судакский пляж с видом на гору Алчак, скалистый берег и можжевеловые рощи на фоне горы Сокол, дорогу из Судака в Новый Свет, на которой встречаются герои.

Проект «БиблиоАРТ». К 80-летию Иосифа Бродского.

 Иосиф Александрович Бродский — русский и американский поэт, драматург, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе 1987 года. 24 мая 2020 года со дня его рождения исполняется 80 лет.
  Представляем медиаролик на стихотворение Иосифа Бродского «Романс Коломбины». Вашему вниманию - картины русских и зарубежных художников в тематике стихотворения. 
   Читает Ольга Терехова. Ролик представлен в рамках нового формата проекта «БиблиоАРТ».

Объявление


Уважаемые читатели!
Приглашаем вас принять участие в нашей творческой галерее!
Если вы занимаетесь  любым видом творчества, присылайте свои видеоролики,  фото своих работ, из которых мы сами сделаем  медиапрезентации.  Напишите  несколько слов  о себе.
Все материалы будут размещены на нашем сайте.
Самые активные участники будут отмечены
благодарностями в электронном виде.
Присылать работы можно на электронный адрес: libsudak@mail.ru
А когда улучшится санитарно - эпидемиологическая ситуация, приглашаем сделать вашу персональную выставку в наших библиотеках.
Адреса наших библиотек вы найдете, перейдя по ссылке:
Предоставляя информацию, вы даете согласие на обработку персональных данных.

Викторина "Путешествие в мир славянской письменности"


24 мая отмечается День славянской письменности и культуры. Он приурочен ко дню памяти святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, создателей первой славянской азбуки. Приглашаем принять участие в викторине «Путешествие в мир славянской письменности».

Рубрика «Книжная графика»

Дорогие читатели!
Знакомьтесь с нашей новой рубрикой. Оригинальные работы художников-иллюстраторов, рисунки на открытках, живописные обложки и всевозможные графические изображения будут появляться на нашем сайте. Основная часть представленных материалов для публикаций  - на основе книжного фонда нашей библиотеки.
«Книжная графика» открывается фотоальбомом к Международному дню семьи, который отмечается 15 мая. Это иллюстрации из детских книжек.
Дети воспринимают книжные тексты как образы, которые позже будут храниться в памяти в течение многих лет. Иллюстрация в детских книгах демонстрирует нам  любовь, нежность и заботу внутри семьи. Рисунки к стихам и рассказам дети могут рассматривать всей семьёй.
В нашей подборке иллюстрации к книгам: Агния Барто «Дождь в лесу» (рисунки Н.Цейтлина), Ольга Апрелина «Облака на крыше» (художник Н.Пуголовок), Самуил Маршак «Плывёт, плывёт кораблик» (рисунки Вл.Конашевича), Сергей Михалков «Дядя Стёпа» (художник Ф.Лемкуль), русские народные потешки «Наша Маша» (художник Т.Шеварёва), японская народная сказка «Исумбоси» (художник Е.Антимонова) и другим детским изданиям.

Новинки литературы


Проект «Киностраницы»

«Летят журавли»

«В начале в зале была тишина, почти полфильма прошло и никакой реакции, мы вжались в кресла. Неужели они не поняли? Потом я оглянулась — а все плачут, и женщины, и мужчины. В конце устроили долгую-долгую овацию». Так вспоминала показ картины в Каннах Татьяна Самойлова.

В рамках проекта «Киностраницы» и в связи с объявленным Годом памяти и славы в России мы обращаемся к военному киношедевру 1957 года «Летят журавли». Режиссёр Михаил Калатозов.

Фильм снят по мотивам пьесы Виктора Розова «Вечно живые», написанной ещё в 1943 году. История пьесы драматична - к публикации её запретили: в каноны  тогдашней действительности не вписывался противоречивый образ главной героини. Напечатали пьесу только с приходом «оттепели» в 1956 году. С этой драмы начался театр «Современник», став его первой постановкой. Параллельно Розов по просьбе режиссера Михаила Калатозова написал сценарную адаптацию, и вскоре на «Мосфильме» запустили экранизацию под рабочим названием «За твою жизнь».

Действие фильма разворачивается в Москве до и во время Великой Отечественной войны. Перед нами двое влюблённых – Борис и Вероника. Опьянённые жизнью и молодостью, они гуляют по Москве, пританцовывая и напевая простую песенку: «Журавлики-кораблики летят под небесами, и серые, и белые, и с длинными носами!».

В жизнь героев врывается война, журавлики улетели, «не время веселиться» и Борис, роль которого сыграл Алексей Баталов, уходит добровольцем на фронт.
«Все возникло стихийно, в процессе работы... Нужно было выразить мысль, высказать ее на экране максимально острыми средствами. Никто ведь не ставил такой цели: давайте, мол, только изобразительными! Но средства почему-то возникали изобразительные...»

На роль Вероники-«Белки» утвердили юную Татьяну Самойлову. В тот момент  Самойловой не давали ролей  из-за нетипажности, считая её внешность «слишком тяжёлой для комедии, и слишком лёгкой для драмы», но её прожигающий взгляд раскосых глаз, абсолютно живая манера игры и органика потрясли Калатозова. Не имея в арсенале наработанных актёрских приёмов, Самойлова трепетно проживала каждую сцену сердцем. При этом внешне она была порой абсолютно спокойна, всю трагедию рассказывали глаза. Образ Вероники, созданный Самойловой, далеко не положителен, но играет она так, что не сочувствовать ей нельзя. Актриса буквально болела своей ролью. В какой-то момент у неё начался туберкулёз. Каждые три часа на съёмках актрисе продували лёгкие, делали уколы и продолжали снимать.
При всей необычности драматургии Розова и открытии Самойловой, наиболее новаторский элемент фильма «Летят журавли» — это операторская работа, подчиняющаяся драматургии и замыслу фильма.
Смелость ракурсов, узоры из света и тени, эксперименты со скоростью и движением камеры — так оператор создавал накал чувств.
Оператор Сергей Урусевский периодически  придумывал нестандартные визуальные ходы, которые передавали эмоции ярче, чем слова. «Все возникло стихийно, в процессе работы... Нужно было выразить мысль, высказать ее на экране максимально острыми средствами. Никто ведь не ставил такой цели: давайте, мол, только изобразительными! Но средства почему-то возникали изобразительные...», - вспоминает Урусевский.

Для одного из эпизодов героиню снимают в тесном автобусе, затем ныряют с ней в толпу, а следом, без склейки, камера взлетает в небо над колонной проезжающих танков. Для 50-х годов это была абсолютно новая  манера съёмки. Оператор будто подчинил небольшую ручную камеру душевным переживаниям героев и выразил при помощи света, ракурсов и техники душевное состояние персонажей.
Один из самых знаменитых кадров фильма, — круговая панорама с бегущим по лестнице Борисом, — был одновременно и одним из самых сложных в съемке.
Вдоль железного столба тянули вверх люльку с оператором. Таким образом, Урусевский вместе с камерой поднимался параллельно взлетавшему по ступенькам Борису. Операторской группе было необходимо одновременно учитывать целый ряд факторов: синхронизацию скорости подъема актера и оператора, перевод фокуса, свет. Сложностей добавляло то, что декорация была замкнутой и от световых приборов моментально превращалась в печку. Таким образом, два знаменитых рифмующихся эпизода — прощание героев на лестнице и смерть Бориса — были сняты благодаря техническим изобретениям Урусевского.
Кино о войне — это прежде всего кино об испытании.
Снимая смерть главного героя, Урусевский впервые в нашем кино применил круговые рельсы. Головокружительное вращению берёз в момент падения Бориса, стали выражением беспросветной тоски по погибавшим в той войне без героического ореола – в болотах, в безвестности, при отступлениях и в окружении.
В сцене пробега Вероники оператор вложил камеру прямо в руки актрисе, которая на бегу снимала саму себя. Смелость ракурсов, узоры из света и тени, эксперименты со скоростью и движением камеры — так оператор создавал накал чувств.
Отдельно стоит отметить портреты Урусевского. В сцене, где герои устанавливают светомаскировку оператор использует затемнения, чтобы наносить на лица Самойловой и Баталова различный «световой грим». От кадра к кадру он меняется, позволяя подчеркнуть тот или иной нюанс в характерах и изменениях эмоционального состояния героев.
«Летят журавли» - кино, которое смогло  камерой дышать, чувствовать, разговаривать со зрителем.
Ещё одна особенность картины — жанровая. Формально «Летят журавли» — это военное кино, но без целого ряда его характерных признаков. Мы ни разу не видим в кадре врага, да и военных действий тоже почти нет. При этом, благодаря грамотно расставленным и убедительным деталям, время войны ощущается в кадре постоянно. Таким образом лента расширила границы жанра, показав, что кино о войне — это прежде всего кино об испытании, и не важно, как далеко от фронта разворачиваются события.

«Летят журавли» - кино, которое смогло  камерой дышать, чувствовать, разговаривать со зрителем. Этот фильм разобран по всем своим составляющим, на нём до сих пор учатся в киношколах. Картина получилась очень целостной, гармоничной, при этом новаторство в работе с камерой – не стало самоцелью, сюжет также важен, как операторские приемы, а образы героев настолько глубоки и сложны, что, разбирая их, писались целые книги. В центре сюжета оказались люди, далекие от идеала нравственности, но зато не одномерные, а сложные персонажи, которым нельзя было не сопереживать.

В 1958 году «Летят журавли» получил главный приз Каннского кинофестиваля – «Золотую пальмовую ветвь», обойдя работы европейских метров.
В СССР о советском триумфе на международном кинофестивале сдержанно рассказали в небольшой статье без фотографии. На адрес «Мосфильма» приходили предложения для Татьяны Самойловой от западных киностудий, но ответ был всегда один: актриса очень занята…




Герой моей семьи

В связи с Годом памяти и славы в России и впредверии празднования Дня победы я хочу поделиться историей об участнике боевых действий, герое моей семьи, которому суждено было пройти через множество испытаний.

Михаил Иванович Терехов родился в 1924 году в Горьковской области. На момент начала войны Михаилу только-только исполнилось 17 лет. Поступил на службу в сентябре 1942 года артиллеристом-миномётчиком. Участвовал в тяжелейших кровопролитных боях под Прохоровкой, где получил тяжёлое ранение. После долгого лечения в прифронтовых госпиталях солдат вновь на передовой –  в самом пекле войны – на Курской дуге. При наступлении на оборону противника 18 июля 1943 года в районе села Кочетовка Курской области уничтожил несколько вражеских огневых точек, что поспобствовало продвижению стрелковых подразделений вперёд. За этот подвиг Михаил Иванович был награждён медалью «За отвагу».
В боях под городом Проскуров Каменец-Подольской области в марте 1944 года Михаил Иванович заметил приближение немецких танков и автоматчиков к нашим боевым порядкам. Он открыл уроганный огонь, уничтожив значительную часть техники и пехоты противника. Контратака была отбита.
В бою за деревню Медведовка подбил автомашину и миномёт противника.
За подвиги 1944 года награждён Орденом Отечественной войны I степени и Орденом Красной звезды. После войны вернулся в Горьковскую область. Проживал в с.Малая Арья. Работал трактористом.


У нас в семье хранятся фотокопии наградных листов Михаила Ивановича, как память о его подвигах нашей общей истории.
       
                                            Библиотекарь СЦГБ им.Рыкова -  Ольга Терехова

«Киностраницы»

Новый проект библиотеки - «Киностраницы».
«Друзья и годы».

Наш новый проект «Киностраницы» поможет повысить интерес к книге и чтению и высветить значимость литературы через киноискусство.
Мы расскажем: как литература вдохновляет кинорежиссеров на творчество, об экранизациях отечественных и зарубежных литературных произведений, а также о фильмах, съемки которых проходили в Крыму.
Статьи о фильмах будут регулярно публиковаться на сайте библиотеки и в социальных сетях. В рамках проекта состоятся акции и мероприятия в формате киносеминаров.

Наша первая киностраница посвящена фильму «Друзья и годы», снятого в 1965 году по одноимённой пьесе Леонида Зорина. Режиссёр Виктор Соколов.
Немало пьес драматурга Зорина экранизировались: «Добряки», «Покровские ворота», «Царская охота». Драма «Друзья и годы» также стала основой для киносценария. Изначально картина называлась «Карьера».

«Мы были бесконечно молоды, все влюблены друг в друга – актёры в нас, а мы в актёров. Часто говорят, что кинематограф или театр – это любовь. Это не просто фраза, это правда.»
Режиссёр Виктор Соколов работал и над сценарием фильма. Пьеса шла на театральных сценах, тогда как Соколов, побывав на спектакле и восхитившись им, решил отразить на экране содержание как можно точнее. Пьеса охватывала события протяженностью тридцать лет, поэтому задача адаптации пьесы к жанру кино была не из простых. Позже Соколов вспоминал: «Писали долго, года полтора. Работа была большая, но в радость. Одно наслаждение. Никаких сложностей и в процессе съёмок не было, мы были предоставлены сами себе: юг, море, Коктебель, Феодосия, свобода. Мы были бесконечно молоды, все влюблены друг в друга – актёры в нас, а мы в актёров. Часто говорят, что кинематограф или театр – это любовь. Это не просто фраза, это правда.»



История повествует о судьбах друзей юности, начинаясь в 1934 году. В маленьком приморском городке собрались вместе бывшие одноклассники – Юра, Володя, Гриша и Таня, в которую влюблены все трое друзей. Они закончили вузы, готовятся к самостоятельной жизни. Каждого ждёт своя дорога.  

Городские пейзажи фильма – улочки и дворы, – снимались в Коктебеле и Феодосии. Пляж снят в Судаке. Друзья отдыхают у моря, на дальнем плане мыс Алчак. Юные, счастливые и беззаботные герои делают фото на память с видом на Крепостную гору на западной  стороне Судакского пляжа. Здесь же, на фоне Крабьего острова, в сценах военного времени появятся зенитные орудия.
Война является одной из центральных тем в картине. Герои Володя и Люда женятся под гул военной тревоги, война приносит боль потерь в их семью. Достоверно передана и атмосфера всеобщей радости при известии о капитуляции врага, и тяжёлый послевоенный быт.
На экране повседневная жизнь обыкновенных людей, через судьбы которых прошла война и смена эпох.

Послевоенные сцены на пляже также сняты в Судаке. Интересно наблюдать в кадре судакскую набережную 60-х годов, по которой идёт Таня: невысокие бетонные ограждения, фонарные столбы с массивными основаниями, густые кустарники, низкие бордюрчики, на пляже - деревянные навесы.  
Большое значение в картине придаётся световым акцентам. Свет определяет символический окрас смысловой канвы, усиливая и расширяя её зрительно: солнечный свет, соединяющий героев лучами, мягкий свет для персонажей скромных и откровенных, резкие световые контрасты и затемнения для карьеристов и доносчиков.
Значимые сцены фильма смонтированы на темпоритмическом противопоставлении, в кадре много любопытных говорящих деталей и необычных ракурсов съёмки. Отличительная особенность картины – характерные герои эпизодических ролей, образы которых представлены фотографично, словно позаимствованы из кадров кинохроники.
Но главное в фильме – лица актёров. Радость, тревогу, напряжение, развитие всей внутренней истории персонажей можно читать через лица, как книгу. Эта акцентность предвосхищает события.

В этом фильме нет длинных монологов (хотя в основе театральная пьеса), нет батальных сцен (хотя персонажи проходят через Великую Отечественную), на экране повседневная жизнь обыкновенных людей, через судьбы которых прошла война и смена эпох.
Лирическое настроение создаёт дивная музыка Вениамина Баснера. Главной музыкальной и смысловой темой фильма стала песня «Это было недавно, это было давно», завершающая киноповествование.
Что значит друг, можно ли пройти сквозь время, не став чужими, и действительно ли цель оправдывает средства – ответы в фильме.
Стоит упомянуть, что не все сцены из пьесы вошли в фильм, да и на этапе монтажа многое было вырезано – сценарий был весьма острым для своего времени. Это не лучшим образом сказалось на последовательности событий в ленте. Пострадала и динамика фильма. В сравнении с изначальным текстом пьесы, исчезли важные линии биографий героев и часть событий.
Друзья встречаются в 1961 году в том же доме, где в начале фильма, полные надежд, собирались за праздничным столом. Но так ли уютно им вместе, как прежде?.. Как повлияла война на их отношения, что значит друг, можно ли пройти сквозь время, не став чужими, и действительно ли цель оправдывает средства – ответы в фильме. А может быть, это вопросы.

Автор проекта – библиотекарь читального зала Ольга Терехова.


Приглашаем к участию в презентации дилогии о крымской сонетиане.

Приглашаем к участию в презентации дилогии о крымской сонетиане.
В  серии «Сонет: в блеске русской огранки» вышли в свет две книги Людмилы Корнеевой  «Венок сонетов в крымском предстоянии» и «Крымские сонеты как геопоэтический феномен». Книги изданы Центром гуманитарных инициатив ( Москва- Санкт- Петербург) в  2019 г.
  




В Центральной городской библиотеке им. В.Рыкова должна была состояться презентация  этих книг. Учитывая сложившиеся обстоятельства, решено провести эту встречу в заочном режиме, которая несёт в себе определённые преимущества: появляется   больше возможностей для участия тех, кто в реальном мероприятии присутствовать бы не смог.
Мы публикуем обращение автора  представляемых книг – Людмилы Корнеевой.

Все желающие могут прислать тексты своих выступлений, которые будут опубликованы на  нашем сайте.
Может быть, из письменных выступлений, собранных воедино  объединяющей волей автора книг, может получиться ещё одно произведение  на тему Крыма и сонета – о месте сонета в крымской поэзии.

 Тексты выступлений просьба высылать на электронные адреса:

Срок предоставления: до 20 мая.

Для справки:
Людмила Николаевна Корнеева, поэт, литературовед, член литературного объединения «Киммерия»,  автор поэтических сборников «Знаки»,  «В опале у звезды»; антологий: судакской поэзии «Обретая истины», «У Времени на юру. История Крыма в русской поэзии» и двух книг в жанре монография-антология:  «Крымские сонеты как геопоэтический феномен»,  «Венок сонетов в крымском предстоянии»; литературоведческого исследования «Семь сонетных прозрений о Максимилиане Волошине» и около  30  статей и эссе о крымских поэтах и сонетном творчестве. Многие работы Людмилы Корнеевой посвящены творчеству судакских поэтов: Аделаиды Герцык, Татьяны Алюновой, Василия Рыкова, Александра Трибушного, Владимира Докшина.